Луанг Прабанг — день 22

Сегодня, 31 января, рано утром, приблизительно в 6, автобус высадил нас в Луанг Прабанге. Мы провели в пути 13 часов — и это были самые ужасные 13 часов в моей жизни. Те, кто читал предыдущую статью, пожалуй, сейчас удивлены — ведь я написал в ней, что мы купили билеты на скоростную лодку, а теперь оказывается, что приехали мы на автобусе. Поверьте, я и сам был удивлен тому, как разворачивались события. Но обо всем по порядку.

Вчера утром, проснувшись, я обнаружил, что за окном идет проливной дождь. Я отправился на станцию пораньше, чтобы узнать, как мы поплывем на лодке в такую погоду. Меня заверили, что дождь идет только здесь и сейчас, и как только мы отплывем — он закончится. Я вернулся в номер, мы с Полинкой позавтракали, и незадолго до назначенного часа я снова отправился на станцию, чтобы убедиться, что мы действительно собираемся предпринять эту семичасовую прогулку по реке под дождем. Чувство юмора у лаосцев оказалось весьма своеобразным: мне сообщили, что рейс отменяется, но не потому, что идет ливень, а потому, что не набралось достаточного количества пассажиров. И вернули назад деньги. Вот тогда мне и пришлось взять билеты на автобус.

Не знаю, кто им там придумывал расписание, но он сделал все, чтобы распланировать его самым неудобным образом. Как я уже писал раньше, автобуса там всего два: обычный и VIP. Обычный отправляется в 14:00, и прибывает в Луанг Прабанг приблизительно в 2 часа ночи. Билет на VIP стоит в 2 раза дороже, но отправляется этот автобус в 5 вечера, и прибывает приблизительно в 5 утра. Я решил, что искать жилье в неизвестном городе в 5 утра будет немного удобнее, чем в 2 часа ночи, и взял билеты на VIP.

Вечером, когда мы прибыли на станцию, мы даже увидели тот самый VIP, на который нам продали билеты. Иначе я был готов поверить, что этот автобус — абсолютно мифический персонаж, легенда о котором живет среди лаосских продавцов билетов и поддерживается фотографией, случайно оброненной когда-то европейским туристом. Но нет, я видел его, он стоял там, весь из металла и стекла, двухэтажный, комфортабельный, один-в-один как на фото. Ну а нас загрузили в обычный одноэтажный обшарпанный и повидавший виды автобус, ряды кресел в котором явно были уплотнены с целью рационализации использования полезного пространства. А бесполезное пространство между креслами было совершенно целесообразно уменьшено до такой степени, чтобы в него с трудом можно было втиснуть ноги. Если, конечно, они у вас не длиннее ног среднестатистического лаосца, что, безусловно, является признаком явной патологии, и весомым поводом обратиться к хирургу перед следующей поездкой в Лаос. Но зато на боку нашего механического красавца тоже блестела синей краской крупная надпись «VIP», и это всех как-то успокоило.

Если вы ненароком подумали, что это все сюрпризы, которые приготовили для нас дружелюбные и гостеприимные лаосцы — то могу вас порадовать еще одним. Почти сразу после того, как мы тронулись, едва лишь автостанция успела скрыться из виду за первым же изгибом дороги, водитель остановил автобус, и, как заправский маг, достал откуда-то из-за своего сидения пачку сложенных вместе пластиковых стульев. Двери автобуса открылись, и в салон потянулась бесконечная вереница местных жителей. Каждому из них водитель вручал пластиковый стул. Стулья у него закончились только тогда, когда весь узкий проход между сидениями, от носа до самой кормы, был заполнен лаосцами. Но даже тогда, по просьбе водителя, лаосцы дружно подвинулись, и у передней двери нашлось еще немного места для двух человек, вошедших со своими деревянными табуреточками. Возле меня в проходе расположилась тайка с грудным ребенком, которая тут же расчехлила ближайшую ко мне грудь, и начала кормить свое чадо. По воздуху разлился приторный сладковатый запах грудного молока. Наверное, меня не стошнило только потому, что я был слишком удивлен происходящим, и не осознавал себя частью всей этой картины.

Не буду описывать все 13 часов пути, всех этих беспрестанно кашляющих, сморкающихся, чихающих, громко перекрикивающихся через весь салон, а также храпящих, сопящих, пердящих и блюющих всю ночь пассажиров. Скажу только, что когда я утром вывалился, наконец, из автобуса — я был самым счастливым туристом на свете. И самым злым. Даже не знаю, какое из чувств было больше: бесконечное счастье по поводу того, что я, в конце концов, выбрался из этого передвижного ада на колесах, или неописуемая злость на все человечество, даже нет, на саму природу: за то, что она, посредством длинной и сложной эволюционной цепочки, путем самого тщательного и самого беспристрастного естественного отбора, произвела на свет всех этих пассажиров, и засунула меня к ним в автобус для того только, чтобы продемонстрировать всю бессмысленность и беспощадность результатов этого самого своего отбора. Я был настолько зол, и так ненавидел всех пассажиров на свете, что готов был покусать любого туриста (который, по факту, является потенциальным пассажиром), если бы только он посмел подойти ко мне ближе, чем на 5 метров. К счастью для туристов, было раннее утро, и все они мирно спали у себя в номерах.

А природа, не унимаясь, настойчиво поливала все вокруг мелким, но частым дождем, который не прекращался с того самого момента, как начался накануне утром, меняя только периодически свою интенсивность и калибр. Я еще раз вспомнил тихим добрым матом тех продавцов билетов, которые уверяли меня вчера, что дождь идет только там, на границе, и должен закончится буквально через 5 минут.

Но мы были в долгожданном Луанг Прабанге, и все, чего нам хотелось после незапланированной ночевки на границе и этих жутких 13 часов в автобусе — это добраться до постели и как следует выспаться. Однако, задачу эту удалось решить не так быстро, как я намеревался. В первом же отеле, в который мы зашли, нас буквально ошарашили ценой за номер: 80 долларов за ночь. Это было совершенно необъяснимым для меня открытием: в Тайланде мы всегда платили не больше 15 долларов за ночь, где бы мы не останавливались, а Лаос, по моим ожиданиям, должен был быть гораздо дешевле Тайланда, так как он территориально меньше и экономически беднее. Мы вышли из отеля и свернули с улицы, на которой нас высадило такси с автобусной станции, на улочку поменьше, спускающуюся куда-то вниз. Как выяснилось потом — к реке. Эта улочка сплошь состояла из гостиниц и гест-хаусов, и мы обнаружили на ней любопытное явление: чем ближе мы подходили к реке — тем ниже становились цены на жилье. Мы прошли комнаты за 70, 60, 50, 40, 30 долларов за ночь. В конце концов, во втором или третьем доме от реки, мы нашли комнату за 20 долларов, и решили на этом остановить наши поиски. Мы заселились в номер и незамедлительно завалились спать.

Проснулись мы ближе к вечеру. К нашему удивлению, дождь к тому моменту уже успел закончиться, и мы смогли прогуляться по окрестностям и оглядеться. Фотографировать особенного настроения не было, поэтому снимков получилось немного. Наверстаю потом.